| |||
|
Преподование по шахматамСовременная школа динамична, она предъявляет к ребёнку, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых дней учебы первоклассники должны ответственно к ней относиться, выполнять требования и правила школьной жизни, обладать развитыми волевыми качествами – без них они не смогут сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организовано вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление. Маленькому человеку необходимо умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться поставленной педагогом задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для того требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же, наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. В решении многих из вышеперечисленных вопросов в состоянии помочь более широкое введение шахмат в сетку школьных знаний. Ведь игровая деятельность детей сильно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у ребят развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества. Подчеркнем одно важное и еще неоцененное в должной степени обстоятельство, которое часто упускается из виду, говоря о шахматах в школе, мы подразумеваем не игру как таковую, а рационально построенный процесс обучения шахматным азам (в формах, доступных для детей каждой возрастной группы)! Обучение игре в шахматы – не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, наложенный в древней игре. Процесс обучения азам мудрой игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости (это крайне важно для школы), формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, гибкость и др. Для реализации этих целей мной разработан сравнительно простой курс начального обучения детей шахматным азам, доступный детям с семилетнего возраста. Этот курс в состоянии освоить учитель начальной школы, не знакомый прежде с основами шахматной игры (что опять-таки очень значимо, особенно для сельской малокомплектной школы). Предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). В разработке дана методика проведения каждого из них. Для педагога, не знакомого с шахматами, сделаны необходимые разъяснения. Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и опирается нетрадиционных авторских наработок. В их числе: O Широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; O Применение нестандартных дидактических заданий и игр; O Детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; O Преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; O Выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры; O Разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; O Неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат». В разработке при объяснении того или иного шахматного материала не используется шахматная нотация (чтобы не отпугнуть школьных учителей ее кажущейся сложностью). Курс разработан для знаний с детьми первого года обучения с «упором» на первый класс, однако его можно использовать также во втором и третьем классах. Для общеобразовательных целей начальный курс должен быть максимально простым и учитывать знания и умения, свойственные для детей 6 – 7 лет. Это позволит использовать его не только в школе, но и в подготовительной к школе группе детского сада. | ||
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования. Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования». |